История собора

 Введенский собор, 1767 г.

В 1767 г. верхотурский купец М. М. Походяшин еще до пуска основанного им Богословского завода заложил храм. Освящение нижнего этажа состоялось в 1770 г., верхнего — в 1776 г. Каменщиками могли быть приписанные к заводам Походяшина крестьяне Соликамского и Чердынского уездов.
В постройке и украшении собора, по-видимому, участвовал «богословский живописец Борисов».Находится храм на главной улице бывшего заводского поселка, проходящей в широкой долине между двумя сопками. Силуэт, хотя и лишенный вертикали колокольни, эффектно выделяется на фоне сурового пейзажа и малоэтажной застройки. Каменный, двухэтажный; объемное построение было трехчастным: храмовый четверик с пятигранной апсидой, трапезная и колокольня с позднейшей лестничной пристройкой.Четверик во втором этаже двухсветный, завершен «крещатым» пятиглавием. Венчающие части состоят из расположенных по сторонам света постаментов с люкарнами, восьмигранных барабанов и маленьких главок, а также двухъярусного центрального восьмерика. Все это образует чрезвычайно живописную композицию, проникнутую вертикализмом. Углы объемов поэтажно закреплены ордером: на четверике и трапезной спаренными, а на алтаре одинарными трехчетвертными колоннами с лаконично прорисованными капителями коринфского типа и раскрепованным антаблементом. Колонки, но с капителью в виде нескольких валиков-колец использованы и в завершении храма (восьмерики и их постаменты). Междуэтажный карниз несложного профиля, тогда как под карнизом в второго этажа, помимо кронштейнов, — еще и пояс квадратно-ромбических элементов («жучок»).

Обрамления окон скомпонованы из колонок с теми же
«коринфскими» капителями и антаблемента. В первом этаже наличники завершены диагональными волютами, соединенными двумя завиточками на кронштейне, во втором антаблемент заполнен «жучком», а вместо волют — крупные завитки-спирали со вставкой-розеткой.

Верхний этаж храма имеет также окна-порталы с фронтоном на колонках; трехлопастные очертания фронтона вторят изгибу проема, а в тимпане — аналогичного рисунка киот. Вдоль этого этажа некогда шла галерея из фигурных балясин. Колокольня была восьмериковой на четырехгранном основании; венчалась подобием усеченного этажа и шпилем.

Внутри особенно интересен свод верхнего храмового помещения — сомкнутый с узкими диагональными лотками и световыми распалубками, близкий к Строгановским церквам конца XVII -начала XVIII в.

Введенский храм — выдающееся произведение уральского барочного зодчества, синтезирующее приемы и формы, разрабатывавшиеся местными мастерами. Содержит также отдельные элементы «сибирского барокко». [11]